Признаюсь, с первых кадров я был заинтригован. В начале фильма в большинстве сцен ничего особенного не происходит, однако музыка делает свое дело и вместе с пустотой позволяет нам окунуться в безумие. И главная тема фильма - паранойя, переходящая в безумие. Даже удивительно, что Дени Вильнев снял такой фильм, нет, вернее, что он осмелился на него. Нужно признаться, что таких работ даже сам Дэвид Линч не делал. Поясню: Линч - режиссер с большой буквы, его сюрреализм - это настоящий сюрреализм, где главными являются выразительные средства, а отнюдь не смысл. Поэтому его фильмы красивы, сюрреалистичны и загадочны, но непонятны. Случай с "Врагом" совсем другой. Это безумный и психологический фильм, лишь с некоторой долей примеси сюрреализма, где смысла много, а выразительные средства как раз и подчиняются главной идее. Так что сравнение с Линчем даже не совсем уместно.
Что ж, теперь попытаемся расшифровать все происходящее в фильме. Сразу скажу, что это будет только одна интерпретация из множества, которое каждый сам себе успеет выдумать во время просмотра фильма. Возможно, я коснусь лишь самых примитивных вещей.
Итак, перед нами учитель истории Адам Белл. Его жизнь скучна и размеренна. В его жизни нет особенных развлечений, кроме встреч с Мэри (Мелани Лоран), которая даже не понятно, любит ли его. Однажды Адам натыкается на фильм, где видит на втором плане актера, как две капли воды похожего на него. Настоящий двойник. И как с таким смириться? Нет, любопытство берет верх, и Адам начинает поиски своей копии. Ему это удается, он узнает, что видел в фильме Энтони Клэра, довольно посредственного актера. Далеко не сразу Адаму удается объяснить Энтони, кто он такой и зачем им нужно встретиться. Уже когда это удается осуществить, бедный учитель понимает, что это было большой ошибкой. Однако уже поздно, Энтони сам начинает его пресследовать. Его охвачивает паника, потом безумие. Он становится одержимым идеей, что Адам переспал с его женой Хелен. Мы понимаем, что Энтони не знает, от кого беременна его жена, а в конце даже признаем, что не догадывались, что Хелен вынашивает. Именно что, а не кого. Бедный Адам слетает с катушек. Он даже заезжает к матери. Она его успокаивает и говорит, что он единственный ребенок в семье, но потом спрашивает, когда он завяжет со своими неудачными попытками актерства. Но ведь Адам всю жизнь работал учителем и никогда не был актером! Энтони все не отстает от Адама и, в конце концов, предлагает ему поменяться на ночь возлюбленными. В итоге Мэри обнаруживает, что занимается любовью не с Адамом, ссорится с двойником, и они оба разбиваются на машине. Адам же идет в дом Энтони и притворяется им, но уже в постели Хелен спрашивает его о том, как прошел его день в школе. Она все знала с самого начала. Что и с кем она делает. Не зря она в начале фильма говорит Энтони, что он знает, кто такой Адам, и его удивление фальшиво. Становится очевидным, что Хелен и вправду вынашивает ребенка Адама. Но как это произошло? Вывод, на мой взгляд, очевиден: Адам и Энтони - один человек. Ведь не просто так упрекают Джейка Джилленхола, что его двойники чересчур похожи (внешность не в счет). Так вот, он просто играет одного и того же человека, только изображает две сущности. Адам или Энтони (как хотите) потерялся в современном мире. Это подтверждают нам его лекции, которые он читает без какого-либо чувства и настоящего понимания, но которые имеют глубокий смысл в контексте фильма. А он говорит, что диктатура охватила весь мир, рассказывает про Рим, а нам режиссер в свою очередь показывает новый Рим, в котором и живет Адам. Это бездушное место, где здания имеют странную форму и похожи на коконы, где все жертвы и все знают, что за ними придет паук. СМЕРТЬ! Вот что такое паук. Глубокие личностные переживания героя очень тонко и безусловно гениально показывают нам закат европейской цивилизации. Но даже это не все. По примеру героя Вильнев проникает еще глубже в абстракцию и демонстрирует нам затхлость западного мышления и кризис техногенной эпохи. Человек сам себе враг, его подсознание опасно и несет в себе смерть. Все мы подсознательно стремимся к смерти. В каждом из нас борются два человека, и неизвестно, кто победит. Как и в Риме, людям предоставляют множество зрелищ и развлечений, отвлекают их этим от своей пустоты, потому что у каждого, у абсолютно каждого сидит в спальне такой огромной паук, с которым в самом конце сталкивается Адам. Неудивительно, что Вильнев проецирует образ паука на Хелен, видя женскую природу темной и злой, и в этом мы находим отсылку к "Антихристу" Ларса фон Триера. Вообще эти два фильма довольно похожи. Только у фон Триера все эстетичнее и мифологичнее, а у Вильнева постмодерничней, личностней, но вместе с тем глобальней.
В конце могу сказать, что "Враг" - это безусловно явление последних лет. Неизвестно, будут ли в дальнейшем выходить такие фильмы, но одно ясно точно: такие фильмы нужны. Символизм в качестве художественной обработки важнейших цивилизационных вопросов очень интересен и даже магнетичен. В чем я и предлагаю вам самим убедиться и посмотреть этот фильм.
Комментариев нет:
Отправить комментарий