понедельник, 22 сентября 2014 г.

"Побудь в моей шкуре" (2013): Погружение и хирургия

Картина Джонатана Глейзера стала одной из немногих за последнее время, о которой мне захотелось написать. О "Побудь в моей шкуре" я услышал давно. Этот фильм ждали, кто-то заранее назвал его культовым. Кто-то говорил, что это самая невероятная роль Скарлетт Йохансон, и это после "Она" Спайка Джонза, где актриса собственно и на экране не появляется.



Глейзер снова снял неоднозначный фильм. Вспомним фильм "Рождение" с Николь Кидман, который воспринимается подобным образом. Мы ожидаем чего-то одного, но при этом обязательно внушительного и захватывающего, а в итоге получаем нечто абсолютно другое, кажущееся инородным по отношению к кинематографу вообще.



"Побудь в моей шкуре" является экранизацией романа Мишеля Фабера. Книгу не читал, но говорят в фильме мало оригинала. Типично режиссерское видение. Как бы то ни было почти все час пятьдесят экранного времени мы видим Скарлетт Йохансон. С полным отчуждением на лице, но, безусловно, красивую. Черные волосы, бледность и яркая помада смотрятся великолепно. Первый час она просто гоняет в пределах Эдинбурга и заманивает мужчин в свои сети, как паук. Примечательно, что эти сцены были сняты "натурально", то есть с реальными людьми и в реальной обстановке. Так вот после того, как различные похотливые типы соглашаются провести время с ней, Лаура (так зовут главную героиню) увозит их в какую-ниюудь глухомань и красиво, но безжалостно разделывается. В этом и заключается ее работа - быть охотницей и наживкой одновременно.



Все мы сразу понимаем, что Лаура - инопланетянка. В начале фильма она раздевает своего мертвого клона и забирает его одежду. Ее предназначение - добывать пищу своим сородичам, охотиться. Но зачем? Кто она? И для чего все это делает? Постепенно Лаура начинает задаваться всеми этими вопросами. Люди такие простаки, такие беззаботные. А она? Ближе к концу фильма с героиней начинают происходить изменения. Она погружается в мир людей. И даже пытается съесть человеческую пищу и заняться сексом. Но она не может этого сделать. Создается ощущение, что завораживающая шотландская природа и ее обитатели проделывают своего рода хирургию внутри Лауры. После неудачных попыток социализации она пытается сбежать, однако и там ее настигает человеческая природа, которая и стала причиной всех бед. Вместо охотницы она стала жертвой. Но вот горе-насильник в лесу видит перед собой нечто невообразимое. Перед ним определенно не человек. От девушки отходит кожа, а человеческое тело имеет вид своеобразного костюма. А затем нас ждет самая завораживающая и по сути главная сцена фильма. Лаура снимает свою оболочку и мы видим нечто. Сущность. То, что девушка никак не могла постичь. И безусловно запоминается этот блестящий кадр, когда Лаура и Сущность смотрят друг на друга поразительным взглядом. И в первый раз на лице девушки мы видим настоящие эмоции. Однако им обоим суждено погибнуть и вместе с пеплом устремиться к небу, туда, откуда они и пришли.



Суть данного фильма? Ну, во-первых, его еще досмотреть надо. Лично я его посмотрел за два раза. Глейзер рассказывает эту историю таким языком, что ее порой просто невозможно понять. Это фильм-исследование, причем исследование настолько глубокое, что даже в среде артхауса "Побудь в моей шкуре" стоит особняком. Не знаю, как насчет культового, а вот необычным этот фильм точно можно назвать. И это еще будет мягкое сравнение. Фильм хорош тем, что если достаточным образом абстрагироваться, то тогда можно заметить, что Лаура - это зеркало, призма, через которую мы видим человечество. Все наши пороки, из которых в первую очередь, безусловно, на первом месте стоит похоть. А Лаура, которая в конце концов хочет познать природу человеческих эмоций, становится словно чумной. Ведь зачем их познавать, если все равно нельзя найти на этой планете ничего хорошего? Зачем смеяться, если не с чего? Возможно, это слишком пессимистичный взгляд, но именно таково видение Глейзера в контексте данной истории.



Также хочется отметить Скарлетт Йохансон. Ее героиня играет буквально без слов и все передает взглядом и небогатой мимикой. А это не так уж и просто. Вообще этот фильм много с чем ассоциируется. Ранее уже писали, что в "Побудь в моей шкуре" содержится масса отсылок на Кубрика, Линча и других классиков. А вот у меня возникло несколько аналогий с более современными работами. Например, с "Врагом" Вильнева, "Космополисом" Кроненберга, "Антивирусом" и даже "Византией" (с точки зрения природных пейзажей, которые и там, и там на высоте). Картинка действительно красивая, хоть и тягучая, а также наполнена длиннотами, которые на протяжении всего фильма будто врезаются в мозг. Наверно, так было задумано. Так что предупреждаю, что многим фильм не понравится, и если вы хотите посмотреть данную работу, то ориентируйтесь на картины, названные выше.




Комментариев нет:

Отправить комментарий