среда, 1 октября 2014 г.

Фильм "Люси" (2014): Идея, красивая как...

 
Что ж, обсудим последнее кинотворение культового режиссера. Правда, последний свой хороший фильм он снял более десяти лет назад, еще со своей давней музой Миллой Йовович. Я имею в виду "Пятый элемент" и "Жанну д’Арк". С тех пор в качестве режиссера Бессон появлялся не так часто, как хотелось, да и в проектах, которые раньше ему были несвойствены. Трилогия про Артура, фильмы типа "Ангела-А" и "Необычаных приключений Адель" и т.д. Казалось бы, Бессон уже никогда не порадует нас фильмами, за которые мы его любим и благодаря которым он стал тем, кто он есть. Но уже небольшую надежду пробудил "Малавита", фильм, снятый блестяще, но который нельзя рассматривать, как полноценное возвращение. И вот теперь перед нами "Люси" - нечто особенное, как и все в творчестве Бессона. И хотя эту картину тоже нельзя назвать каким-то прорывом, однако она заставляет задуматься, что, возможно, уже следующий фильм французского режиссера будет шедевром.



Итак, чем же может зацепить "Люси"? Я шел на этот фильм, как на экшн, а получил на выходе нечто чуть ли не диаметрально другое. Нет, экшн тут тоже присутствует, как и перестрелки, как и фирменная погоня. Но суть-то на мой взгляд не в этом. Главное - идея, развитая непомерной фантазией Бессона. Прямо на наших глазах происходит становление сверхчеловека. Тема кстати все более и более распространенная в кино в последнее время. Тут можно вспомнить и "Побудь в моей шкуре", так как, на мой взгляд, между этими двумя ролями Скарлетт Йохансон определенно существуют параллели.


Девушка по имени Люси учится в Тайвани. В клубе она встречает парня, Ричарда, проводит с ним ночь,  затем он просит ее об одолжении, которое впоследствии стоит ей жизни. Нормальной человеческой жизни. Он просит ее доставить один чемодан некоему мистеру Чангу. И тут начинается. Действие разворачивается динамично, и за ним определенно интересно следить.


В чемодане оказываются какие-то сверхновые наркотики, которые Люси должна будет перевезти внутри себя заграницу. В результате недоразумения и грубого обращения с девушкой вследствие похоти, наркотик проникает в организм Люси. Происходит мутация, которая семимильными шагами развивает ее мозг, но которая не позволит прожить ей больше суток. Она - самое разумное существо на Земле, и у нее есть всего сутки. Что же ей делать? Да, красиво и тонко. И уж прямо не по-бессоновски, если бы только не одно "но". За Люси охотится Чанг, который хочет вернуть назад свой товар. Далее сюжет представляет собой череду экшена и различных философских эпизодов. Это и есть "Люси". Сначала она без малейших усилий одолевает десяток полицеских, а уже через несколько минут чуть ли не читает профессору лекцию о мироздании.


Теперь разберем эти две составляющие фильма подробней. Что касается экшена, то он был на неплохом уровне, но в плане зрелищности можно было еще немного добавить. Да, мы понимаем, что Люси - сверхчеловек с неограниченными способностями, однако все же можно было бы ту же сцену с полицейскими снять лучше. А так они просто безвкусно улетают в потолок. Погоня была хороша. Это то, что Бессон всегда делает хорошо.


Возможно, стоило обыграть кое-какие детали, сосредоточиться на киноязыке. Фильм-то ведь все равно получился не совсем массовый. И пусть идейная, философская составляющая сильно хромает, ибо является явно псевдонаучной, все же Бессон мог постараться, расширить хронометраж, добавить таких сцен, как, например, когда Люси разговаривает с мамой. В результате могла бы получиться чуть ли не лучшая работа в фильмографии режиссера. Но чуть-чуть не хватило. И получился фильм интересный, по-своему необычный, но все же по многим параметрам обыденный. Согласитесь, нечто похожее мы видели в недавнем  "Превосходстве" с Джонни Деппом. Может, Бессон уже безвозвратно постарел? Может, его лучшие годы позади? Я все-таки верю, что нет, потому что, очевидно, что с годами у Бессона прибавляется мудрости, а с его любовью к экспериментам, это может стать отличным плацдармом для создания поистине шедеврального фильма.


Отдельно поговорим о режиссерской фантазии. Именно это меня и подкупило в фильме. Все-таки тема сверхчеловека притягательна и несколько романтична. Нам интересно наблюдать за действиями Люси, в великолепном исполнении несравненной Скарлетт Йохансон. Интересно, как она объясняет наш мир, наше существование, как меняет Вселенную, создавая на наших глазах компьютер нового поколения. Как ведет себя с обычными людьми и как смотрит на этот мир. Чувствуется, что режиссер тоже охвачен этой темой. И пусть он снимает свой не самый лучший фильм, он откровенен. И пусть это псевдонаучно, но зато какой размах. Мне кажется, что все-таки Бессон хотел снять нечто большее. А получилась "Люси" - тоже довольно неплохая картина. Однако если Бессон уже замахивается на такие темы, то стоит немного насторожиться в хорошем смысле и с интересом ожидать его следующей работы.



Комментариев нет:

Отправить комментарий